Лого

Биография

Произведения

Статьи

Сочинения

Галерея

Цитаты

Обратная связь

Читайте также:

Данная поэма почти целиком была написана на горных развалинах Терм Каракаллы, среди цветущих прогалин и густых кустарников, покрытых пахучими цвет..

   

Во сне - все белое. Я видел большую белую лебедь; она плыла к тому берегу озера, грудью прямо на закат... Елена Со..

   

Ja, mir gehort er, durch unverau?erliches Geburtsrecht,ich bin des freien Rheins noch weit freierer Sohn, an seinem Uferstand meine Wiege, und ich sehe gar n..

   

Другие книги автора:

«Первый Закон»

«Улыбка, приносящая горе»

«Спаситель человечества»

«Немезида»

«Кому достаются трофеи»

Все книги


Поиск по библиотеке:

Ваши закладки:

Обратите внимание: для Вашего удобства на сайте функционирует уникальная система установки «закладок» в книгах. Все книги автоматически «запоминают» последнюю прочтённую Вами страницу, и при следующем посещении предлагают начать чтение именно с неё.

Коррекция ошибок:

На нашем сайте работает система коррекции ошибок .
Пожалуйста, выделите текст, содержащий орфографическую ошибку и нажмите Ctrl+Enter. Письмо с текстом ошибки будет отправлено администратору сайта.

Айзек Азимов (Isaac Azimov) - Статьи - Биография Айзека Азимова

Все статьи


Биография Айзека Азимова



Когда Айзек Азимов (Исаак Озимов) родился, он с удивлением обнаружил, что родился на территории Советского Союза в местечке Петровичи под Смоленском. Он постарался исправить эту ошибку, и три года спустя в 1923 его родители перебрались в Нью-Йоркский Бруклин (CША), где открыли кондитерскую лавочку и зажили припеваючи, имея достаточные доходы на то, чтобы финансировать образование сына. Айзек стал гражданином США в 1928 году.

Страшно подумать, что было бы, если бы Айзек остался на родине предков! Конечно, не исключено, что он занял бы место Ивана Ефремова в нашей фантастической литературе, но это вряд ли. Скорее, все сложилось бы гораздо более мрачно. А так он получил специальность биохимика, закончив химический факультет Колумбийского университета в 1939 году, и преподавал биохимию в Медицинской школе Бостонского университета. С 1979 года - профессор этого же университета. Профессиональные интересы никогда не были им забыты: он автор многих научных и научно-популярных книг по биохимии. Но не это прославило его на весь мир.

В год окончания университета (1939) он дебютировал в "Amazing Stories" рассказом "Marooned off Vesta". Блестящий научный ум сочетался в Азимове с мечтательностью, и поэтому он не мог быть ни чистым ученым, ни чистым писателем. Он стал писать научную фантастику. И особенно ему удавались книги, в которых можно было теоретизировать, строить заковыристые логические цепочки, предполагающие много гипотез, но лишь одно верное решение. Это - фантастические детективы. В лучших книгах Азимова так или иначе присутствует детективное начало, и его любимые герои - Элиа Бейли и Р. Даниил Оливо - сыщики по профессии. Но даже романы, которые нельзя назвать стопроцентными детективами, посвящены раскрытию тайны, сбору информации и блестящим логическим выкладкам необычайно умных и наделенных верной интуицией героев.

Действие азимовских книг происходит в будущем. Это будущее растянулось на много тысячелетий. Здесь и приключения "Счастливчика" Дэвида Старра в первые десятилетия освоения Солнечной Системы, и заселения дальних планет, начиная с системы Тау Кита, и образование могучей Галактической Империи, и ее распад, и работа кучки ученых, объединившихся под названием Основание, над созданием новой, лучшей Галактической Империи, и перерастание человеческого разума во вселенский разум Галаксии. Азимов по сути создал свою собственную Вселенную, протяженную в пространстве и времени, с собственными координатами, историей и моралью. И как всякий творец мира, он проявил явное стремление к эпичности. Скорее всего, он не планировал заранее превратить свой фантастический детектив "Стальные пещеры" в эпический цикл. Но вот появилось продолжение - "Роботы Утренней Зари" - уже становится ясно, что цепочка отдельных преступлений и несчастных случаев, которые расследую Элия Бейли и Р. Даниил Оливо, связана с судьбами человечества.

И все же даже тогда Азимов вряд ли собирался связать сюжетно цикл "Стальных пещер" с трилогией "Основание". Это случилось само собой, как это всегда случается с эпосом. Известно ведь, что поначалу романы о короле Артуре и рыцарях Круглого Стола не были связаны между собой, а тем более с историей Тристана и Изольды. Но с течением времени они объединились в нечто общее. Так же и с азимовскими романами.

И уж если создается эпический цикл, то в нем не может не быть центрального эпического героя. И такой герой появляется. Им становится Р. Даниил Оливо. Робот Даниил Оливо. В пятой части "Основания" - "Основание и Земля" - он занимает уже место Господа Бога, творца Вселенной и вершителя человеческих судеб.

Азимовские роботы - это самое поразительное из всего созданного писателем. Азимов сочинял чистую научную фантастику, в которой нет места волшебству и мистике. И все же, не будучи инженером по профессии, он не очень-то поражает читательское воображение техническими новинками. И единственное его изобретение - скорее философского плана, чем технического. Азимовские роботы, проблемы их взаимоотношения с людьми - это предмет особого интереса. Чувствуется, что автор много думал, прежде чем писать об этом. Не случайно даже его конкуренты-фантасты, в том числе и те из них, кто нелестно отзывался о его литературном таланте, признавали его величие как автора Трех Законов Роботехники. Законы эти выражены тоже философски, а не технически: роботы не должны причинять вред человеку или своим бездействием допускать, чтобы ему был причинен вред; роботы должны подчиняться приказам человека, если это не противоречит первому закону; роботы должны оберегать свое существование, если это не противоречит первому и второму закону. Азимов не объясняет, как это происходит, но говорит, что ни один робот не может быть создан без соблюдения Трех Законов. Они заложены в самый базис, в техническую основу возможности построения робота.

Но уже из этих Трех Законов вытекает масса проблем: например, роботу прикажут прыгнуть в огонь. И он будет вынужден это сделать, потому что второй закон изначально сильнее третьего. А ведь азимовские роботы - во всяком случае, Даниил и ему подобные - это по сути люди, только искусственно созданные. У них уникальная и неповторимая личность, индивидуальность, которая может быть уничтожена по капризу любого глупца. Азимов был человеком умным. Он сам заметил это противоречие и разрешил его. И множество других проблем и противоречий, возникающих в его книгах, были им блестяще разрешены. Создается впечатление, что ему нравилось ставить проблемы и находить их решения.

В 1988 году Азимов написал роман, который является в цикле "Основание" первым по времени действия (он так и называется - "Прелюдия к Основанию") и в то же время завершающим - по логике действия, потому что здесь автор раскрывает все карты и расставляет все точки. В предисловии к этому роману Азимов дал читателям ключ, который должен был помочь им сориентироваться в азимовском мире. Дело в том, что если задаться целью прочитать все произведения этого писателя, посвященные приключениям в будущем (а это лишь толика в творческом наследии Азимова), можно делать это по трем схемам. Первая - это в порядке написания:

1. "Камешек в небе" (1950); 2. "Я - робот" (1950); 3. "Звезды как пыль" (1951); 4. "Основание" (1951); 5. "Дэвид Старр - Космический Рейнджер" (1952); 6. "Основание и Империя" (1952); 7. "Космические течения" (1952); 8. "Второе Основание" (1953); 9. "Лаки Старр и пираты астероидов"; 10. "Стальные пещеры" (1954); 11. "Лаки Старр и океаны Венеры" (1954); 12. "Конец Вечности" (1955); 13. "Лаки Старр и большое Солнце Меркурия" (1956); 14. "Обнаженное Солнце" (1957); 15. "Лаки Старр и луны Юпитера" (1957); 16. "Лаки Старр и кольца Сатурна" (1958); 17. "Совершенный робот" (1982); 18. "Кризис Основания" (1982); 19. "Роботы Утренней Зари" (1983); 20. "Роботы и Империя" (1985); 21. "Основание и Земля" (1986); 22. "Прелюдия к Основанию" (1988).

В этом списке сразу бросаются в глаза две детали: первая - почти двадцатипятилетний перерыв между шестой повестью о Лаки Старре и сборником "Совершенный робот", в котором Азимов собрал все рассказы о роботах и роботехнике и таким образом вернулся к своей любимой теме, и вторая - то, что сериалы "разбавляют" друг друга - повести о Лаке Старре перемежаются романами об Основании, роботовский цикл идет вперемежку с имперской трилогией и т.д. Поэтому Азимов и придумал схему для читателей, ключ, который дает в предисловии к своему последнему роману. Он расположил все эти произведения в том порядке, в котором происходят описанные в них события. Вот этот список, составленный самим Азимовым:

1. "Совершенный робот"; 2. "Стальные пещеры"; 3. "Обнаженное Солнце"; 4. "Роботы Утренней Зари"; 5. "Роботы и Империя"; 6. "Звезды как пыль"; 7. "Космические течения"; 8. "Камешек в небе"; 9. "Прелюдия к Основанию"; 10. "Основание"; 11. "Основание и Империя"; 12. "Второе Основание"; 13. "Кризис Основания"; 14. "Основание и Земля".

В этой схеме гораздо меньше книг, чем в первой. Почему? Азимов ограничился сериалами: роботовским циклом, имперской трилогией и "Основанием". А между тем шесть повестей о Лаки Старре, хотя и противоречат некоторым обстоятельствам других книг Азимова (например, во всех книгах о роботах, Империи и Основании человечество является единственной разумной расой во Вселенной, а Лаки Старр имеет дело не только со зловредными сирианцами, но даже с разумными марсианами), в то же время идейно связаны с роботовским циклом: в повести "Лаки Старр и большое Солнце Меркурия" Лаки встречает робота и решает некоторые проблемы, связанные с Тремя Законами. Кроме того, в азимовской схеме есть еще один изъян: если читать книги в этом порядке, все загадки раскроются с самого начала. Поэтому рискну предложить третью схему, в которой книги расположены по логике развития детектива, столь секреты устройства Вселенной и человеческого общества, все их тайные механизмы, изобретенные Азимовым, откроются читателю в нужный момент и никак не раньше.

1. "Дэвид Старр - Космический Рейнджер"; 2. "Лаки Старр и пираты астероидов"; 3. "Лаки Старр и океаны Венеры"; 4. "Совершенный робот"; 5. "Лаки Старр и большое Солнце Меркурия"; 6. "Лаки Старр и луны Юпитера"; 7. "Лаки Старр и кольца Сатурна"; 8. "Стальные пещеры"; 9. "Обнаженное Солнце"; 10. "Звезды как пыль"; 11. "Космические течения"; 12. "Камешек в небе"; 13. "Основание"; 14. "Основание и Империя"; 15. "Второе Основание"; 16. "Роботы Утренней Зари"; 17. "Роботы и Империя"; 18. "Кризис Основания"; 19. "Основание и Земля"; 20. "Прелюдия к Основанию".

В этом списке нет двух книг, которые были в первом. "Я - робот" исчез по понятным причинам: его содержание перекочевало в более полный сборник "Совершенный робот". А вот "Конец Вечности" - это сложный случай. Он совершенно не связан с остальными книгами сюжетно. И все же я бы включила его в общую схему, потому что он рассказывает о том, как человечество вышло на тот путь, который обрисован в книгах о Лаки, роботах, Империи и Основании, - путь покорения Вселенной. Так что с "Конца Вечности" надо начинать.

Мир романов Азимова - это мир причудливого переплетения неожиданности и логичности. Вы никогда не угадаете, какая сила стоит за тем или иным событием во Вселенной, кто противостоит героям в их поисках истины, кто им помогает. Финалы романов Азимова столь же неожиданны, как концовки рассказов О'Генри. И тем не менее любая неожиданность здесь тщательно мотивирована и оправдана. Ошибок у Азимова нет и быть не может.

Так же причудливо переплетены в азимовской Вселенной свобода личности и ее зависимость от высших сил. В Галактике по Азимову действует множество могущественных сил, гораздо более могущественных, чем люди. И все же в конечном итоге все решают люди, конкретные люди, подобные гениальному Голану Тревизу из четверной и пятой книг "Основания". Впрочем, что там в конечном итоге, так и не известно. Азимовский мир - открытый и вечно изменяющийся. Кто знает, куда бы пришло человечество у Азимова, проживи автор еще немного…

Читатель, вошедший в чужую тревожную, огромную и полную противоборства азимовскую Вселенную, привыкает к ней, как к своему дому. Когда Голан Тревиз посещает давно забытые и пустынные планеты Аврора и Солярия, на которых много тысяч лет назад жили и действовали Элиа Бейли и Р. Даниил Оливо, мы чувствуем грусть и опустошение, как будто стоим на пепелище. В этом - глубокая человечность и эмоциональность такого, казалось бы, лично-умозрительного мира, созданной Азимовым.

Он прожил по западным стандартам немного - всего семьдесят два года и умер 6 марта 1992 года в клинике Нью-Йоркского университета. Но за эти годы он написал не двадцать, не пятьдесят, не сто и не четыреста, а четыреста шестьдесят семь книг, как художественных, так и научных и научно-популярных. Его творчество отмечено пятью премиями "Хьюго" (1963, 1966, 1973, 1977, 1983), двумя премиями "Небьюла" (1972, 1976), а также многими другими призами и премиями. Именем Айзека Азимова назван один из популярнейших американских НФ-журналов - "Asimov"s Science Fiction and Fantasy". Есть чему позавидовать.


Источник информации: Юлия Баталина - cборник "Лаки Старр - Космический Рейнджер",
Звездные миры - фантастика о звездах - http://starworlds.narod.ru/

Тем временем:

... Windless days bothered him however; the peasants have nothing to grind with, and the infected air stays over the city, whereby the sanitary condition is worsened. But Pyotr Yevseyevich bore his anxiety not as a suffering but as a concerned necessity which occupies the entire soul by its meaning and thereby makes the burden of one's own life imperceptible. At the moment, Pyotr Yevseyevich was a little worried for a locomotive that was hauling up some rough freights with sharp, stifled wisps of steam which reached at Pyotr Yevseyevich's tense feelings. Pyotr Yevseyevich stopped and with a helpful compassion imagined the ordeal of a machine pushing the stagnation of sedimentary weight forward and uphill.
     "If only nothing bursts in the couplings," Pyotr Yevseyevich whispered, grinding his teeth between the itching gums. "And if only there is enough fire, it has to burn the water! Let it be patient, it's not far until the end now..."
     The locomotive slithered up slope with screeching rims but did not give in to the cars that stuck to the rails. Suddenly the locomotive started giving out frequent and worried honking, asking for the way through. Apparently the semaphore was closed and the engine-driver was afraid that he would not be able to start the train up the slope after a stop.
     "Oh my God, and what is going on!" Pyotr Yevseyevich exclaimed and, smitten with sorrow, energetically set out to the station in order to examine the accident.
     The locomotive gave three whistles, meaning stop, while Pyotr Yevseyevich found a total calmness reign at the station. He sat down in the third class waiting hall and began to torment himself: "Where is the State?" he thought. "Where can its automatic order be found?"
     "Shchepotko!" the agent on duty shouted to the train marshall...

   






© 2003-2018 Rulib.NET

Правовая информация: если Вы являетесь автором и/или правообладателем любых из представленных на страницах нашей библиотеки произведений, и возражаете против их нахождения в открытом доступе - сообщите нам по адресу и мы немедленно удалим указанные работы.

Администратор сайта и координатор проекта не несут ответственности за содержание рекламных материалов и информации, размещаемой посетителями, однако принимают все необходимые и достаточные меры для контроля. Перепечатка материалов сервера возможна лишь при обязательном условии ссылки на ресурс https://azimov.net.ru/, с указанием автора материала и уведомлением администрации ресурса о дате и месте размещения. Русдосуг.ком


При поддержке \"\"